?

Log in

Азиатские игровые сериалы (дорама, live-action)
HAGETAKA 
6th-Dec-2015 11:52 pm
mine

 photo 12819_900_zpszwrdsj9x.jpg

HAGETAKA
СТЕРВЯТНИКИ

2007 год. NHK.  6 серий
2009 год. Фильм.

В ролях: Омори Нао, Сибата Кёхэй, Мацуда Рюхэй, Курияма Тиаки, Сугавара Бунта, Осуги Рэн, Танака Мин, Мацусигэ Ютака и другие.
В фильме добавляются и становятся центральными персонажами Тамаяма Тэцудзи и Кора Кэнго.

Телесериал – экранизация повести “Buy-out” из одноименного (Hagetaka) книжного цикла политолога и журналиста экономического профиля Маями Хитоси.
Фильм – продолжение истории и экранизация повести “Red Zone”.

Жанр: драма, экономика.
(Есть еще сериал по его книге – “Magma”. Тоже драма и тоже про финансово-производственную сферу, правда труба пониже и дым пожиже).

Для кого все это?
Для тех, кому тоже НЕ понравился “Хандзава Наоки”.


Собственно, я имела несчастье посмотреть популярный японский телесериал "Hanzawa Naoki", но поговорить хочу совершенно не о нем. Вернее, не только о нем. Давайте сравним хит 2013 года с малоизвестной историей выпуска 2007 (вот до сих пор не понимаю, как "Стервятники" умудрились стать сериалом года, но не на родине, а в Италии).

Когда речь заходит о "Хандзаве", я даже не знаю, с какой стороны подходить к нему, потому что у этого верблюда кривое вообще все.

С чего бы начать? Например с того, что мне очень трудно игнорировать идеологию "женщина - друг человека".
В каждой из совместных сцен неравенство партнеров мучительно очевидно. И обвинять в катастрофе исполнительницу ролей в кино (ибо выше сил моих называть её актрисой) Уэто Айю будет неверно и несправедливо. И даже на директора по кастингу, утвердившему её на роль, ответственность не возложишь, хотя и директор хорош, и Уэто постаралась. Проблема в сценарий интегрирована изначально. Потому что по головке жену герой гладит даже не как милого, но неразумного ребенка, а скорее как дрессированную собаку.

По сюжету мы видим её жизнь, не связанную со служением мужу и не ограниченную им? Мы видим её профессиональную карьеру после замужества? Мы видим её друзей, интересных ей, а не знакомых мужа, общение с которыми может быть полезно мужу? Мы видим, в конце концов её самореализацию как матери, хотя по сюжету она как раз мать? Если бы видели, я бы не спрашивала бы об этом, верно? К сожалению, не знаю, этот ужас перенесен из романа-первоисточника или появился на этапе разработки сценария, но закрывать глаза на него невозможно: очень уж противно.

Собственно, другие женские роли в сериале таковы же: посвящающие себя душой и телом богам-супругам самки, одна - пытающаяся быть независимой почти отрицательная героиня, вовремя облагодетельствованная и поставленная на место самцом, одна - действительно независимая, однозначно отрицательная героиня.
В этом смысле "Стервятники" выигрывают всухую, во первых, там в наличии женский персонаж сильный, независимый, с собственной линией, а не существующий в виде довеска к кому-то. А во-вторых, вообще отсутствует романтическая составляющая, и история только выигрывает от этого.

Во-вторых, проблема с способом использования выбранных актеров. Забудем про исполнительницу ролей Уэто. Вспомним о более достойных гражданах.

Вы знаете, я очень люблю театрального актера Катаоку Айноскэ. И очень рада, что роль в "Хандзаве" открыла ему дорогу на телеэкран, а значит, и к массовому зрителю. Но меня немного расстраивает, что интонации и жесты, более уместные на театральной сцене, перенесены были в неприкосновенности на этот самый экран. Что странно, коллеги, друзья и родственники Айноскэ Шестого таких проблем не имели и не имеют, да и он сам, как я немного позднее, с глубоким облегчением убедилась, не имеет и дозировать степень экспрессии однозначно умеет.
И тем более тогда удивляет манера его персонажа в сериале начинать разговор с крепкого пожатия промежности.

Про образ центрального  анатагониста без слез говорить можно, но сложно. Все знают возможности, пожалуй, лучшего актера современной Японии. Впрочем, почему "пожалуй"? Просто - лучшего. Давайте смотреть на вещи объективно - равных Кагаве актеров сейчас у них просто нет. И нет объяснения тому, что происходило с ним в этом сериале.

Это было в-третьих. И даже если из кадра убрать малахольных и сумасшедших, немилосердно переигрывающих негодяев и верно служащих герою персонажей-собачек, то в последних и главных все равно останется небольшая загвоздка. Останется сам заглавный персонаж. И это - главная проблема сериала.
Вы знаете, я ни разу в жизни не открывала учебник по сценарному мастерству и сейчас об этом очень жалею. Было бы неплохо убедиться, что я не неправа, ставя диагноз "Хандзаве". Я что сказать хочу? Не так уж сложно, на самом-то деле, показать внутрений конфликт. Достаточно поставить персонажа в ситуацию неизбежного выбора. Любовь или родина? Дружба или долг? Закон или совесть? Только так мы можем узнать что-то и о любви, и о долге, о том, как герой устроен, и как у него в голове все тикает.
И конфликт, конечно же должен быть всамделишным, не игрушечным, то есть стоить чего серьезного выбирающему.
Насколько бы выиграл сериал, если бы мы увидели последствия выбора для самого Хандзавы, например, если его ребенка травили бы в школе однокласники, называя сыном вора. И, ну я не сценарист,  я не умею, но можно же было добавить сцену, где деточка приходит из школы в слезах и бросает отцу в лицо обвинение. Или, наоборот, верит в него и защищает перед всеми, и приходит в слезах и в синяках, и тут уже конфликт возникает у матери. Это смотря какую задачу надо было бы решать в плане сюжета. В общем, варианты были, и, по-моему, любой из них был бы лучше пустоты.

Но что, если у вас Идея такая большая, что с маленькой буквы уже не пишется, не лучше ли раздать её нескольким персонажам и столкнуть лбами уже их самих или даже каждому выдать свой Рубикон и свою Голгофу? Как говорил один неглупый персонаж верного  данному принципу автора: зачем ограничивать себя единственной точкой зрения, имея возможность параллакса?

Например, насколько бы выиграл сериал от того, что мы увидели бы не рыдания разоблаченного главгероем семейного банкира, а его душевный конфликт, сам момент решения пойти на преступление ради семьи, подставить коллег ради сохранения привычного образа жизни своих близких. Насколько бы выиграл сериал, если бы мы увидели, как на самом деле главгад любит жену и на какие жертвы готов для поддержания самообмана. Насколько - если бы мы увидели, что движет предпринимателем-банкротом, наследником отельной сети, коллегами героя, особенно персонажем Ойкавы, директором банка, в конце концов. Потому что ну не вырезанные же из картона фигуры - мишени для главгероя они, а люди, которым тоже знакомы хотя бы теоретически долг, любовь, дружба. А если нет, если люди даже не понимают, чем они жертвуют и чего лишаются, то мне хотелось бы знать, как они дошли до жизни такой.

Так вот, если Хандзаву Стью разделить на сотню маленьких медвежат, на отдельные, более реалистичные характеры со своими самостоятельными голосами и своими независимыми конфликтами, то получится почти полный центральный кастинг "Стервятников".
Финансисты трех поколений воплощают разные стороны Идеи.  А если оставлять параллель с единой личностью - то получается что-то вроде персонифицированных разума, духа и души.

Разум - персонаж Сибаты, человек старой закалки, воплощение патернализма, традиций, убеждения, что общественный институт не только может, но даже должен нести ответственность за рядовых членов общества. И как только уверенность в долге отвечать за других и праве решать за других обретает плоть, так сразу вырисовывается так любимый всеми Внутренний Конфликт.
И не в том даже проблема, что мало что в жизни бывает страшнее человека, Знающего, Как Надо, хотя и это тоже важный момент.  Проблема в том, что у общественного института, коим является банковская сфера, нет никаких реальных легальных рычагов по воздействию на отдельную личность. И в жизни, в отличие от плохого сериала, а Хандзава - плохой сериал, чего уж там, по итогам душеспасительных бесед собеседник обычно не обливается слезами умиления и раскаяния, а, наоборот, упорствует в своей ошибке до последнего.
А для неконвенциальных, нелегальных способов воздействия носитель идеи Отца обычно слишком негибок.

Собственно, это принципиальная, характерообразующая черта Марти Наоки - отсутствие слабостей, идущих в неразрывной связке с достоинствами. Хвала всему сущему, в "Стервятниках" мы видим знакомую проблему - наличие явных нравственных принципов как раз и мешает их реализовывать на практике.


Идем дальше.
Дух. Или, если хотите, Воля. Персонаж Мацуды, представитель нового поколения ИТ-миллионеров, зарабатывающих состояние за пару кликов мышки.  Персонаж упорный и непримиримый до состояния "на танк с ножом". Нельзя не заметь, что готовность и способность идти до конца - достоинство, не такое уж и распространенное и тем самым ценное. Но нельзя и умолчать о том, что "до конца" нередко равняется "любой ценой". И это не обязательное условие, нет, но слишком уж часто встречающееся осложнение.
Основной конфликт волевого сына зеркально обратен проблеме разумного отца. Цель оправдывает средства до логического предела, превращаясь по дороге во что-то совсем уж непотребное.

Странно, кстати. Съемки сериала надолго откладывались в свое время, продюссеры ждали Сибату, который тогда проходил курс лечения по поводу онкологии, и дождались его. А потом уже устали ждать, и когда первоначально запланированный на роль человекотанка Накамура Сидо выпал из съемочного процесса из-за скандала/громкого развода, то его место сразу занял Мацуда Рюхэй. Я хочу сказать, ну далеко не самые похожие по манере исполнения актеры, даже очень непохожие. Даже представить не могу, а как авторы это все себе изначально представляли...


И душа и сердце повествования - гражданин, средний по возрасту, представитель условно среднего между банковскими традициями и новыми технологиями, японец, представляющий интересы своих американских нанимателей, не с ними и не вами, не там и не здесь.
Персонаж Омори, главный герой истории, если имеет смысл назначать такового. Весь противоречивый такой, весь такой амбивалентный. И достоинства и недостатки у него из этой двойственности проистекающие и ею объяснимые.

Умение смотреть на проблему с разных сторон, примерять чужие позиции и примиряться с ними - редкое свойство, еще более редкое чем воля или интеллект. Но и грехов к данному таланту прилагается немало. В этой истории он и палач, и жертва, и негодяй, и герой (не в сюжетном смысле, а в смысле - он большой молодец).
И тут у нас возникает проблема номер раз. В математике минус на плюс дает все же минус. А в жизни сначала сломав кому-то жизнь, а потом исправив её тому же или другому человеку, закрываете ли вы этим, так сказать, кармические долги? Или вы, играя за обе стороны, всегда остаетесь в проигрыше?

А вторая проблема - глядя с разных сторон, понимая все плюсы и все минусы, так трудно бывает принять решение. И вот у этого персонажа конфликт в буквальном смысле внутренний, он сам себе противоположность и сам себе противник.

 photo Hagetaka2_zpsh9gzzzcb.jpg photo Hagetaka5_zpsa0k5yqdt.jpg
 photo Hagetaka4_zpsi2likvjv.jpg photo Hagetaka3_zpsh59hew6d.jpg

Впрочем, в кадре идет война всех против всех. И все, как в старомодной трагедии, сражаются только за хорошее и правильное. И если главного героя мы с определенной степенью уверенности можем выделить, то с главным злодеем как-то все непонятно. Есть мнение, что его просто не было.
А есть мнение, что он был, просто он, в отличие от живых, объемных и реалистичных героев был условно-картонный.
В смысле бумажный. В смысле - это были деньги. Бабки. Мани. Которых никогда не бывает достаточно.


Эпиграф (практически не переводимая шутка)
Club Patron: So, what do you do?
Patrick Bateman: I'm into, uh, well, murders and executions, mostly.
CP: Do you like it?
PB: Well, it depends. Why?
CP: Well, most guys I know who are in Mergers and Acquisitions really don't like it.


Вообще-то трудно не ощущать себя палачом и убийцей, если вокруг тебя люди вешаются, стреляются, находят более замысловатые способы расстаться с жизнью. Получать удовольствие от своей работы при этом – еще труднее. И для этого совершенно не обязательно работать патологоанатомом, криминалистом или киллером. Достаточно занимать должность рядового клерка в кредитном отделе. И чем выше поднимаешься по служебной лестнице, тем больше трупов ложится в неё ступеньками.

И тут у нас начинается, наконец, Сюжет.

В кадре - потерянное деятилетие, 1991-2000 годы. После повышения учетной ставки экономический пузырь Японии лопнул, обвально рухнули цены на недвижимость, первыми удар ощутили фондовые спекулянты и риэлторы, национальные производители потеряли конкурентоспособность, но заметнее и критичнее всего последствия сказались на банковской сфере. Снижение кредитных ставок, рискованные займы без гарантии возврата, сложности с государственным субсидированием стремительно раскручивали спираль дефляции. Проблема "проблемных кредитов", рост резервов по ним и, как следствие, падение доходов банков становилась все серьезнее.

В Японию, спустя десяток лет отсутствия возвращается главный герой. Возвращается как представитель интересов своих американских нанимателей. Его цель - скупка проблемных компаний с целью последующей перепродажи. В том числе - зарубежным инвесторам. Владельцы разорившихся предприятий недовольны  тем, что поддерживавшие их до поры банкиры сдают их, как балласт, и тем, что бизнес, находившийся в руках семей поколениями, не просто уходит из под контроля, но и продается за бесценок иностранцам.

На этом месте пора задаться вопросом, а что же общего у этой истории с сказкой о удвоенном мстителе? Давайте посмотрим на единственную девушку в кадре. Персонажу Куриямы при дележе досталась сюжетная линия Хандзавы. Вернее, это Хандзаве досталась линия журналистки из "Стервятников", потому что последние были раньше. Ну, это как дирижабли могут быть похожи на сигары, а сигары ни при каких обстоятельствах не могут похожи на дирижабли. Вопрос приоритетов, знаете ли.
И ребята, если вы посмотрите сериалы в обратном порядке, то очень удивитесь. Впрочем, если в прямом - тоже. И плохие кредиты, и пословица про зонтик, и перетаскивание копира, вообще все уже было в Симпсонах.  Ой, а кстати интересно - а в Симпсонах эта тема эксплуатировалась?

Возьмем, например, самую первую серию "Стервятников". У нас в кадре - гостиничный бизнес. Бизнес скорее мертв, чем жив, потому что СЕО - идиот. Империю отелей создавал его отец, бизнесмен от бога, а вот на текущем владельце природа закономерно отдохнула. К счастью, сын у него пошел в деда. А давайте уберем из кадра идиота и будем дальше иметь дело с договороспособным наследником!  Ничего не напоминает, а?

Это очень хорошо выглядит в виде страгеческого плана, живущего дальше столкновения с реальностью только в сказке. В данном случае в сказке для банковских работников среднего звена.  В реальности очень сложно предположить, что стареющий неудачник признает свою отвественность за крах дела всей жизни и добровольно откажется от руля правления. Мог бы - давно бы отказался бы. А что до душеспасительных бесед и слез просветления, то см. самое начало текста.
Или возьмем размазанную по всем сериям историю банкротства маленькой фабрики по производству метизов по рассыпанные по полу шурупы, которые подбирает ребенок повесившегося владельца включительно. И тут я очень рада была увидеть, что сценаристам "Стервятникам" чужда дурная отрыжка монтекристовщины, что месть в их глазах многое объясняет, но ничего не оправдывает.

В целом да, все ходы уже были отработаны в сериале 2007 года, но шокирующей, парадоксальной популярностью Хандзавы он не отличался. И я даже догадываюсь, почему.

Готова предположить, что фрустрированным по самое немогу представителям банковского планктона очень-очень хочется увидеть начальство поставленным на колени и извиняющимся публично перед... да хотя бы перед ними хотя бы за что-нибудь.  А real politic вместо сказки не способствует желанному катарсису. И обратному залуплению в яйцо по Шопенгауэру в ожидании, что большой папочка решит за тебя твои проблемы тоже не способствует.
И мысль, что в твоих проблемах может быть никто не виноват, а может быть, виноват ты сам, она особенно не греет душу.

"Стервятники" не утешают и не обманывают. Даже не всегда учат. Они честно исследуют проблему и приходят к нерадостным выводам.И о степени их правоты в определенной степени можно судить. Истинность теории подтверждается её предсказательной силой? Критики пишут, что ИТ-скандал и история с подажей автогиганта были описаны раньше, чем случились на самом деле.

 photo Hagetaka1_zpspaenabpv.jpg photo Hagetaka6_zpsak53p3yn.jpg

Скандал - это пятая серия. А автогигант - это было в фильме. О фильме я, пожалуй, не буду много говорить. Скажу только, что он хороший, умный и к просмотру рекомендуется. И снят он с цветовой дифференциацией штанов.

Если с телеэкрана потоком хлестал чистейший, неразбавленный циан, то фильм несколько более разнообразен в своей палитре.
Там действительно в кадре такой светофор:
- Зеленый: Как бы герои сериала не грызли друг другу глотки пару лет назад, а родина у них одна на всех.
- Желтый: Ближневосточный капитал – нейтральная сторона в этой новой схватке.
- Красный: А вот Америка и Китай – образ врага. Причем одновременно. И они за ценой не постоят, как вы понимаете.

 photo h-movie1_zpspgrqbmzg.jpg

И работа с цветом очень оригинально подчеркивает образы врагов не только внешних, но и внутренних. Тамаяма - в роли китайского бизнесмена. Кора - в роли рабочего на сборке автомобилей, лидер забастовки на своем заводе.

 photo h-movie2_zps1jgwugia.jpg

Кстати, стоит отметить работу съемочной группы сериала. Данный продукт производит впечатление то ли дорогого телефильма, то ли недорогой полнометражной работы. Снято эффектно, камера не последовательно фиксирует передвижение героев по локациям, а является полноценным рассказчиком. Малый симфонический саундтрек - тоже.

По ссылке его можно послушать, моя любимая тема начинается ровно с середины ролика, там, где тревожная струнная секция и мужской вокализ. Мелодия эта сопровождает кризисные моменты в повествовании, и даже странно немного, что она вообще хотя бы на минуту замолкает. Потому что кризис в кадре, в головах и в сортирах, постоянный и повсеместный.
По другой ссылке посмотреть трейлеры как к сериалу, так и к фильму.

И на этом, я надеюсь, перейти к ним самим.


Но мне хотелось бы задать один вопрос даже до того, как вы перейдете по ссылкам или откроете первую серию. Это кстати о врагах, и о сюжетной линии фильма, да и обоих сериалов, пожалуй.

Терзания главного героя "Стервятников" мне понятны, человеку, покупающему и продающему родину по кускам и оптом сложно сохранять душевное равновесие. Я другое не понимаю. В зале есть экономисты? Специалисты в этом вопросе, вы можете сказать мне, что продажа американцам  японской отельной сети во второй части "Хандзавы" действительно была единственно верным решением? Полезным для оздоровления национальной экономики? Потому что мне, неспециалисту, как-то странно радоваться тому, что ОАО "Бабаевский" был бы продан Nestle, или, ками упами, НПО Сатурн  был бы приобретен концерном HITACHI.

Comments 
11th-Dec-2015 10:12 am (UTC)
Нет доступа к изображениям из вашего жж :(

Edited at 2015-12-11 10:13 am (UTC)
12th-Dec-2015 07:41 pm (UTC)
Спасибо, исправила. Кажется, я даже проверяла не залогинившись, видно ли все, но...
Страница загружена: Feb 28th 2017, 3:11 pm GMT.